Методические рекомендации "Действия сотрудников полиции при осуществлении гражданами фото- и видеосъёмки

В последнее время участились случаи публикации гражданами информации в сети Интернет в виде видеороликов, которые носят негативный характер, наносят вред репутации как органов внутренних дел, так и сотрудников органов внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О полиции», полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.
В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Поэтому требование сотрудника полиции прекратить съемку – не является правомерным и привлекать к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ за отказ выполнить указанные требования недопустимо. Фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 25 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 № 185, сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством.
Во всех случаях существующего запрета на фото-, видеосъемку сотрудник полиции, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции», должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий фото-, видеосъемку.
Законодательством Российской Федерации не установлен запрет на фото-, видеосъемку сотрудников полиции, в то же время названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации об ее осуществлении. Ответственность за такие нарушения наступает на основании нормативных правовых актов, охраняющих соответствующие отношения (например, статьи 13.11 и 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Так, федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.
Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (статья 12 Федерального закона 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»).
Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11.03.2012 №015, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку.
Если во время несения службы к сотруднику полиции обращается журналист с просьбой дать какой-либо комментарий, сотрудник полиции вправе в вежливой и корректной форме проверить документы на аккредитацию журналиста в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», после чего предложить ему обратиться за получением информации в соответствующий пресс-центр МВД России, сообщив контактный телефон, и более никаких комментариев не предоставлять, сославшись на то, что в полномочия сотрудника не входит предоставление комментариев для СМИ.
Вместе с этим, гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятий), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.  
Учитывая изложенное, использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры при разговоре с сотрудниками полиции возможно в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдения гражданских прав.
Любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в установленном порядке в суд.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России